Локальные акты работодателя

С точки зрения трудового права, локальные акты работодателя являются обязательным элементом трудовых правоотношений. И в некоторых случаях их отсутствие в организации может стать причиной назначения штрафа трудовой инспекцией. Или вынесения прокуратурой представления. Чтобы этого не случилось, а также в целях понимания работником законности/незаконности локальных актов работодателя, мы разместили основные акты и комментарии к ним.

Локальные нормативные акты работодателя как источник права

Статья 5 и 8 Трудового кодекса РФ относят локальные нормативные акты работодателя к нормам трудового права. То есть такие документы тоже регулируют трудовые отношения. Конечно, они не могут противоречить обязательным нормам Трудового кодекса РФ, законодательству РФ в сфере труда, коллективным договорам и соглашениям.

Нормативный акт – это документ общего регулирования. То есть он распространяется на всех (или определенных) работников. Это не индивидуальные акты, такие как приказы. А более общие – положение о структурном подразделении, о коммерческой тайне, о материальной ответственности и т.п.

Локальный акт работодателя становится обязательным для работника. Но только тогда, когда работодатель не нарушил обязательные норма трудового законодательства РФ. И принял и утвердил локальные акты правильным образом.

Обязательные локальные акты работодателя

Не каждый работодатель обязан принимать локальные акты. Во-первых, акты не принимают работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Во-вторых, микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия таких актов. Но при этом трудовой договор с работником у такого работодателя максимально подробный. Есть даже типовая форма (утв. постановлением Правительства РФ).

Все остальные работодатели вправе, а иногда и обязаны, принимать локальные акты работодателя. Например, правила внутреннего трудового распорядка, о персональных данных, положение об охране труда – обязательные. А положение об архиве – нет. 

В публикациях рубрики “локальные акты работодателя” мы обязательно указываем на обязанность наличия документа в организации, порядок принятия и утверждения, а также примерное содержание и нюансы.