Положение о коммерческой тайне

Привлечь к ответственности работника за распространение конфиденциальной информации можно, когда в Обществе действует Положение о коммерческой тайне. И работник ознакомлен с указанным положением под роспись. А его трудовой договор включает  в себя обязанность сохранять полученные при осуществлении трудовой функции сведения, которые составляют коммерческую тайну.

Обязательность наличия Положения о коммерческой тайне в организации

Строго говоря, такой локальный акт не является обязательным. Если работодатель не ввел и собирается вводить режим конфиденциальности. То есть его отсутствие не станет основанием вынесения штрафов трудовой инспекцией. Но если организация планирует охранять такие сведения, настоятельно рекомендуем его разработать и утвердить.

Коммерческой тайне в России посвящен отдельный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ:

  • коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3 Закона).
  • информация, которая составляет коммерческую тайну, – это любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие). Закон относит сюда информацию, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. И к которой у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании. Обязательное условие – обладатель тайны ввел режим коммерческой тайны.

Поскольку в силу указанных норм и ст. 10 Закона работодатель должен ввести режим коммерческой тайны, определить перечень такой информации, постольку в таком случае Положение обязательно должно быть утверждено. В последующем его наличие станет доказательством в случае разглашения информации работником.

Какие разделы включить в Положение о коммерческой тайне

Как и любой локальный акт, Положение о коммерческой тайне можно структурировать по разделам. Алгоритм разработки своего “уникального” положения свой и зависит от специфики организации. В целом, документ содержит следующие разделы и сведения:

  1. Гриф утверждено, ссылка на приказ, его номер и дата, наименование, город и год утверждения.
  2. Общие положения: нормативно-правовое обоснование (Гражданский кодекс РФ, закон о коммерческой тайне, Указ Президента от 06.03.1997 г. № 188);  регулируемый круг отношений (порядок обращения с конфиденциальной информацией, которая является собственностью организации, его контрагентов), цель (установить порядок обращения со сведениями, определить основные меры защиты и т.д.), на кого распространяется Положение.
  3. Термины и определения – раздел включает по желанию. И заполняем на основании действующих норм – что такое коммерческая тайна, какая информация составляет коммерческую тайну, ноу-хау, носите информации и т.п.
  4. Режим коммерческой тайны. Здесь работодатель расписывает, что составляет коммерческая тайна (ст. 4 закона предоставляет право отнести к ней любую информацию), какие меры защиты принимает общество. К примеру:

“Режим коммерческой тайны в Обществе устанавливается в отношении информации (сведений), составляющей коммерческую тайну, обладателем которой являются Общество, другие юридические и физические лица, если в заключенных с ними договорах (соглашениях) оговорена необходимость обеспечения охраны конфиденциальности таких сведений в отношении информации:

  • исключительным собственником которой является Общество в соответствии с Положением, и разработанных на его основе других внутренних нормативных документов;
  • собственниками которой являются другие юридические и физические лица, – в соответствии с договорами и (или) соглашениями с правообладателями этой информации;
  • персональных данных работников Общества, командированных лиц и посетителей – в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” и в соответствии с Положением;
  • в отношении иной информации ограниченного доступа – в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или уполномоченных ими компетентных органов.

Вся конфиденциальная информация (сведения), обращаемая в документообороте Общества и обрабатываемая в сфере информационных технологий, в зависимости от ее значимости и потенциальной опасности неправомерного использования делится на 2 категории – КТ (коммерческая тайна) и “К” (конфиденциальная информация”). 

Далее можно подробно расписать регулирование. Например, присвоение грифа и т.д.

5. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне и иным сведениям конфиденциального характера.

6. Порядок доступа работников в сведениям, составляющим коммерческую тайну, и прекращения допуска. Например, основание – приказ о приеме на работу. Составление обязательства о неразглашении (по аналогии, составляет обязательство в отношении коммерческой тайны). Кто осуществляет фактический допуск (обычно руководитель структурного подразделения) и т.п. Основанием прекращения может стать приказ об увольнении с работы.

7. Обязанности работников, допущенных к коммерческой тайне.

8. Защита коммерческой тайны.

9. Порядок предоставления и передачи коммерческой тайне третьим лицам.

10. Порядок обращения с конфиденциальными сведениями, которые не отнесены к коммерческой тайне.

11. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, и иных конфиденциальных сведений.

На что обратить внимание

Положение о коммерческой тайне должно быть максимально детальным. Необходимо не только определить, какие сведения относить к тайне. Но и каким образом работники получают доступ, имеют право хранить и передавать такие сведения. Четкая регламентация позволит сделать указанную сферу максимально защищенной. 

Утвердить такой локальный акт нужно путем издания приказа (по аналогии с приказом об утверждении положения о персональных данных). Ознакомить с положением о коммерческой тайне необходимо каждого сотрудника. 

Напишите свой вопрос