Для большинства граждан кредитная карта стала удобным средством платежей и расчетов. Банки не устают предлагать все новые и новые продукты. Выпускают дебетовые карты в лимитом овердрафта и без. С бонусам, кэшбеками и иными подарками. Кредитные карты с лимитом, льготным периодом, именные и нет. Разобраться во всем этом многообразии предложений поможет наша публикация.
Согласно Закону «О национальной платежной системе» №161-ФЗ, п. 1.5. Положения Банка России (от 24.12.2004 № 266-П) кредитная организация может выпустить следующие карты для граждан:
Гражданин использует дебетовую карту для расчетов своими денежными средствами. Которые получает как заработную плату, самостоятельно кладет на свой счет, получает от других граждан и организаций и т.п. Дебетовая с лимитом овердтрафта — то же самое, но банк еще дает кредит (в счет следующего поступления средств) на определенный срок и до определенной суммы. То есть это еще дебетовая карта, но с кредитной линией.
Предоплаченную карту используют для перевода электронных денежных средств. Операции осуществляются без открытия счета в пределах определенной (обычно небольшой) суммы.
Кредитная карта в чистом виде — карта, платежи по которой совершает человек с использованием средств, предоставленных банком. Это тот же кредитный договор. Есть нюансы при активации карты, которая пришла по почте. В этом случае существенные условия кредитного договора Банк размещает не на карте, а в прилагаемых к ней документах. Доказать их наличие — задача Банка при обращении в суд клиента. Например, человек не знал, что по размер процентов по карте составляет 10% в день. Банк доказал, что направил такую информацию? Значит, взыщет и процента. Нет? Только сумму основного долга и проценты по ставке рефинансирования.
Выбор оптимальной карты во многом зависит от цели кредитования и иных личных обстоятельств. Обратите внимание на следующие нюансы:
Кредитные организации обязаны рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров с использованием кредитной карты. Срок установлен в договоре. Проигнорировать клиента Банк не может. Иначе потребитель вправе подать жалобу в государственные органы, в т.ч. в Банк России, в Роспотребнадзор, прокуратуру.
Банк обязан сообщать клиенту о каждой операции по его кредитной карте. Закон предусмотрел такое правило с целью противодействия возможным мошенническим действиям со стороны третьих лиц. Способы извещения должны отражаться в кредитном договоре. Если карта утрачена и с нее сняты деньги и клиент сообщил об этом не позднее следующего за операцией по снятию денег дня, Банк обязан вернуть денежные средства (ст. 9 Закона о платежной системе). А потом уже самостоятельно разбираться с платежами по утраченной клиентом кредитной карте.
Задайте свой вопрос юристу