ИСКИ+

Санитарная книжка

Санитарная книжкаК личным документам специального характера относится санитарная книжка. Ее наличие обязательно при осуществлении определенного рода трудовой деятельности на территории России.

Понятие и особенности такого личного документа, как санитарная книжка

Личная санитарная книжка, или медицинская, является таким официальным документом, главная функция которого заключается в подтверждении надлежащего состояния здоровья работника, занимающего определенную должность. Санитарная книжка содержит данные обо всех заболеваниях (включая инфекционные), которые перенес гражданин, о результатах всех медицинских обследований и прохождении гигиенического обучения.

Санитарная книжка выполнена из бумаги, защищенной голографическими знаками. При этом каждый лист имеет индивидуальный номер, состоящий из семи цифр. Листы скреплены между собой под картонной обложкой синего цвета специальной нитью. В медицинской книжке должны быть указаны как персональные данные ее владельца, так и сведения об оформившей такой документ организации. Гражданин не имеет права самостоятельно заполнять документ, он должен лишь поставить свою подпись в начале документа.

Правом оформления санитарных (медицинских) книжек обладают уполномоченные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) специализированные центры гигиены и эпидемиологии, которые находятся в каждом субъекте Российской Федерации. Так как каждому выданному документу при обязательной регистрации в базе данных Роспотребнадзора присваивается индивидуальный реестровый номер, то проверить подлинность санитарной книжки работодатели могут на официальном сайте данной службы. Подделка санитарных книжек является серьезным нарушением действующего законодательства Российской Федерации, за которое предусмотрена ответственность:

  • в виде ограничения свободы;
  • в виде принудительных работ;
  • в виде ареста.

Обязанность оформления санитарной книжки

Трудовым кодексом Российской Федерации и письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07 августа 2000 года № 1100/2196-0-117 «О направлении перечня профессий» установлена обязанность по прохождению предварительных и регулярных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана:

  • с изготовлением, перевозкой, хранением и сбытом продуктов питания;
  • с изготовлением, перевозкой, хранением и сбытом чистой питьевой воды;
  • с воспитанием и обучением несовершеннолетних детей;
  • с оказанием населению коммунальных и бытовых услуг.

Данное требование распространяется как на граждан России, так и на граждан иностранных государств, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. При этом иностранцы при трудоустройстве обязаны представить дополнительные документы, удостоверяющие отсутствие у них ВИЧ-инфекции, а также патент или разрешение на работу, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что результаты вышеуказанных осмотров и гигиенической аттестации подлежат внесению в медицинскую (или санитарную) книжку. И только при наличии такого документа работодатель вправе допустить работника к трудовой деятельности. В противном случае отсутствие санитарной книжки станет основанием для привлечения к ответственности.

Как оформляется санитарная книжка

В связи с тем, что личная медицинская книжка является документом строгой отчетности, то она не может находиться в свободной продаже. Гражданин вправе получить этот документ исключительно после прохождения всех осмотров, обследований и курсов гигиенической подготовки.

Для оформления и последующего получения указанного документа работнику следует:

1. Обратиться в специализированный центр по месту своего проживания со следующим комплектом документов:

  • паспортом РФ или иностранного государства с нотариальным переводом;
  • заявлением о выдаче санитарной книжки, заполнить которое необходимо в соответствии с утвержденным образцом печатными буквами;
  • фотографией, содержащей изображение заявителя;
  • направлением на прохождение медицинского осмотра, которое должно быть подписано или самим работодателем, или его уполномоченным представителем, для оформления санитарной книжки.

2. Пройти медицинское обследование в организации, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) на проведение предварительных и периодических осмотров. После его завершения результаты проверок наличия опасных заболеваний, отметки о сдаче анализов, информация о постановке необходимых и профилактических прививок и прохождении флюорографии вносится в соответствующие разделы медицинской книжки, которые должны быть заверены подписью и печатью врача, штампом учреждения.

3. Пройти гигиеническое обучение, которое осуществляется в соответствии с утвержденными учебными пособиями или по очной форме (в виде лекций продолжительностью до трех часов), или по заочной (в виде самоподготовки).

4. Пройти гигиеническую аттестацию, которая в соответствии приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» проводится, как правило, в виде собеседования или теста.

После выполнения гражданином всех вышеуказанных требований санитарная книжка считается оформленной.

Получение новой санитарной книжки взамен утраченной

Если медицинская книжка была утрачена или испорчена, то гражданин обязан получить новый документ. На период восстановления санитарной книжки работодателю следует временно отстранить работника от выполнения должностных обязанностей (при условии сохранения среднемесячной заработной платы).

Если утрата санитарной книжки произошла по вине самого сотрудника, то восстановление документа осуществляется за его счет. Если же причиной утраты (или порчи) стали действия третьих лиц (работодателя, представителей кадрового органа или медицинского учреждения), то оплата за повторное оформление медицинской книжки работника должна быть произведена этими виновными лицами. Для этого гражданину необходимо письменно уведомить работодателя или руководителя медицинской организации о случившемся.

Если санитарная книжка была заполнена полностью, то для получения нового документа ее владельцу следует обратиться в специализированный центр с соответствующим ходатайством.

« 
 »
Рекомендуем ознакомиться: