Некоторые категории граждан в силу специфики деятельности могут иметь специальные личные документы, например, удостоверение личности военнослужащего. Для таких граждан общегражданский паспорт РФ не является единственным документом, удостоверяющим личность. При определенных условиях действующее законодательство РФ разрешает использование в качестве альтернативы паспорту гражданина Российской Федерации и удостоверения личности военнослужащего и моряка.
Исходя из смысла положений постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 91 и приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2003 года № 150,удостоверение личности военнослужащего по своей природе является документом, основное предназначение которого заключается в подтверждении наличия у его владельца особого правового статуса и идентификации его личности. Военнослужащий обязан по требованию или вышестоящего командира (начальника), или военнослужащих, входящих в состав комендантского патруля, предъявить удостоверение. При этом изъять его указанные должностные лица не могут.
Удостоверение является бессрочным, поэтому действует оно в течение всего периода службы. Выдается оно следующим категориям военнослужащих:
Документ, удостоверяющий личность военнослужащего, должен содержать следующую информацию:
Как правило, заполнение бланков и последующая выдача готового удостоверения входят в компетенцию кадрового органа той воинской части, в которой военнослужащий проходит службу. Специально назначенные должностные лица на основании личных дел военнослужащих производят записи в удостоверениях разборчивым почерком, используя для этого чернила черного цвета, при этом не допускается как наличие помарок, исправлений или ошибок, так и использование различных корректирующих средств.
В обязанности указанных должностных лиц также входит замена удостоверяющих личность военнослужащих документов, которая осуществляется в следующих случаях:
В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами за сохранность удостоверения военнослужащие несут личную ответственность, поэтому за утрату или порчу документа на них может быть наложено дисциплинарное взыскание.
Командир (начальник) после получения сообщения об утрате удостоверения обязан назначить административное расследование для установления степени вины военнослужащего и обстоятельств, ставших причинами нарушения им правил обращения со служебными документами. Срок проведения подобного расследования составляет тридцать суток, завершающим этапом данной процедуры является издание командиром (начальником) соответствующего приказа, на основании которого военнослужащему выдается новое удостоверение.
Еще одним личным документом может стать удостоверение моряка. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 628 документом, идентифицирующим личность работающего на борту морского судна (кроме военного корабля) лица, является удостоверение личности моряка. Так как его получение не зависит от занимаемой должности на судне, которое используется исключительно для коммерческого мореплавания, то удостоверение может быть выдано следующим лицам:
Документ, удостоверяющий личность моряка, должен содержать следующую информацию о владельце:
Оформление удостоверения личности моряка входит в компетенцию Федерального агентства морского и речного транспорта, а также находящихся в его ведении иных государственных учреждений и капитанов морских портов. Для получения документа моряку необходимо представить следующие документы:
Срок действия документа составляет пять лет. В случае утраты удостоверения его владелец обязан незамедлительно уведомить об этом (письменно) учреждение, которым удостоверение было оформлено и выдано. Для получения нового документа гражданину необходимо повторно представить в уполномоченное государственное учреждение полный комплект указанных выше документов.
Таким образом, удостоверение личности военнослужащего или удостоверение личности моряка являются обязательными для определенной категории граждан личными документами.
Задайте свой вопрос юристу