Органы защиты прав потребителей

Для чего нужны органы защиты прав потребителей? Какие у них функции? Какой из них выбрать для защиты своих прав? Давайте разберемся с этими вопросами подробнее.

Пристальное внимание со стороны государства к обеспечению защиты прав наиболее уязвимой стороны договора купли-продажи, реализации предоставленных прав подразумевает наличие системы органов защиты прав потребителя. Речь идет, прежде всего, о государственных органах защиты прав потребителей и об общественном контроле за соблюдением таких прав.

Система органов защиты прав потребителя

Сюда относятся федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Куда обращаться в случае необходимости разъяснения прав потребителя, за защитой нарушенного права — зависит от вашего решения и того результата, которого вы хотите достичь.

Роспотребнадзор как орган защиты прав потребителей

РоспотребнадзорНаиболее популярный орган защиты прав потребителя – Роспотребнадзор. Именно сотрудники этого ведомства могут провести проверку в организации, нарушившей права или не захотевшей в добровольном порядке урегулировать конфликт, и привлечь продавца к ответственности (наложить штраф, или приостановить деятельность).

Обращаться в Роспотребнадзор имеет смысл при любом возникшем споре, когда продавец грубо нарушает условия продажи товара и это сложно зафиксировать. Органы Роспотребнадзора есть в каждом субъекте России, они уполномочены давать разъяснения по действующему законодательству и порядку защиты прав.

Недостатком является, как правило, месячный срок рассмотрения письменного обращения. Но так как именно этот орган государственной власти наделен наиболее обширными полномочиями по контролю за реализацией прав потребителя, имеет смысл туда обратиться в случае, если обнаружены опасные товары, если продавец неоднократно нарушает права, если необходимо приостановить действие лицензии продавца.

В органы субъектов Российской Федерации обращаться можно, но, как правило, поступившее обращение потребителя перенаправляется для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора, что приводит только к увеличению временного промежутка рассмотрения жалобы.

Органы местного самоуправления по защите прав потребителя

Органы местного самоуправления для защиты прав потребителя могут образовать специальные отделы, в рамках функционирования которых осуществляется консультирование граждан, рассмотрение жалоб, но в суде представлять Ваши интересы или организовывать проведение проверок они уже не могут. Однако они обладают правом обратиться в суд за защитой прав потребителей неопределенного круга лиц. В селах защиту прав помогут осуществить специальные уполномоченные, которые назначаются главой сельской администрации.

Если Вы хотите получить консультацию о порядке действий или методическую помощь при подготовке претензии, в органах местного самоуправления окажут необходимую юридическую помощь. Обращайтесь в местную администрацию с заявлением или приходите на личный прием.

Общественная защита прав потребителей

На помощь органам государственной власти по защите прав потребителей приходят общественные органы, то есть созданные самими гражданами организации, которые наделены определенными полномочиями.

При этом защита прав потребителя такими организациями не стеснена наличием каких-либо инструкций, сроками и др. Для создания такой организации требуется осуществить процедуру регистрации общественного объединения в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1985 № 85-ФЗ.

В рамках общественных объединений возможно участвовать в разработке обязательных требований и осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей.

Такие организации наделены правом проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соответствие заявленных продавцами свойств товара фактическим, выступать в суде как с защитой прав конкретного лица, так и неопределенного круга лиц.

Если вы обратитесь в общественный орган за защитой своих прав как потребитель, есть вероятность, что получите самую действенную помощь. Поскольку работающие там люди, обычно заинтересованно относятся к своей работе и нацелены на конкретный результат. По крайней мере, здесь Вас обязательно выслушают и дадут полезные советы, как поступать дальше.

Суд, как орган защиты прав потребителей

Как правило, в суд за защитой своих прав потребители обращаются в последнюю очередь, когда исчерпаны другие способы. Суд, как орган защиты прав, является наиболее действенной инстанцией. Принятое судом решение обязательно для ответчика, он должен будет его исполнить в любом случае. Если решение суда не исполняется, возможно его принудительное исполнение (ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Вместе с тем в суд нужно прийти подготовленным. На руках должны быть доказательства, направлена и вручена претензия потребителя, составлено исковое заявление о защите прав потребителя. Истец должен быть готовым представить необходимые доказательства. Обращение в суд может повлечь материальные затраты. Если суд откажет в иске – больше никаких претензий к продавцу вы не предъявите.

Помощь юриста по делам о защите прав потребителя

Потребитель имеет большие возможности как самостоятельно защищать свои права, так и обратившись в любую из перечисленных организаций. Самостоятельное обращение влечет необходимость самостоятельного изучения законодательства, подготовку необходимых документов, затраты времени и сил.

В сложных ситуациях рекомендуем обращаться к юристам для защиты своих прав. При обращении в суд понесенные на привлеченного юриста расходы можно будет взыскать.

14 вопросов по теме

  1. Владимир

    Имеет ли значение, что в двух недельный срок я подал заявление продавцу на замену порченного товара, поскольку его брал в кредит?
    Необходимо ли ссылаться на этот факт при подачи искового заявления на торговое предприятие?

    • Юрисконсульт

      Покупка товара в кредит никакого значения при защите прав потребителя не имеет. Если продавец не реагирует на вашу письменную претензию. можете обращаться в органы защиты прав потребителей и в суд.

  2. Алмаз

    Здравствуйте. Я оплатил товар в онлайн сайте, а товар не пришел.Впоследствии связался с тех.поддержкой сайта, они потребовали фото паспорта и номер банковской карты, я прислал им фото паспорта и номер карты, в ответ ничего не получил. Куда можно обратиться?

    • Юрисконсульт

      Для начала напишите претензию в письменной форме. При отсутствии ответа на ваше обращение будете обращаться в полицию.

  3. Мария

    Добрый день! В какой суд мне нужно обратиться при неоказании услуг после заключения договора и оплаты полной стоимости услуг? Претензия была направлена, в течение месяца ответа не поступило. Офис компании находится в Москве, а мы в другом городе. Судя по отзывам в интернете, офиса как такового по адресу, указанному в договоре нет. Это мошенники.

    • Юрисконсульт

      Если это мошенники, то нужно обращаться в полицию, а не в суд.

  4. Валентина

    Администрация не кадастрирует земельный участок МКД (1967г.эксплуатации), ссылаясь на отсутствие средств, — нарушен 189 Закон РФ. Защита прав потребителей — ?

    • Юрисконсульт

      Нет, это административные правоотношения между гражданином и органами власти. Законодательство о защите прав потребителя на такие отношения не распространяется.

  5. Галина Ивановна

    В ТСЖ УЖСК уволили управляющего компанией и как бы выборным путем назначили нового управляющего я считаю что вся процедура выборов была проведена с нарушениями.В какую организацию мы можем обратиться с жалобой

    • Юрист Анна Винограденко

      Вы можете обратиться в Государственную жилищную инспекцию. Она курирует вопросы управления многоквартирным домом. А также в суд с иском о признании недействительным решение общего собрания.

  6. Николай

    Офис не возвращает деньги за продажу непригодного к ремонту телефона

    • Юрист Анна Винограденко

      После подачи в письменно виде претензии (можно почтой или через официальную электронную почту), обращайтесь с исковым заявлением о защите прав потребителя в суд. Образец на сайте размещен.

  7. Елена

    Подскажите пожалуйста, я сделала заказ ювелирного украшения три изделия, чтобы выбрать из них одно. раньше я это делала и проблем таких не было, сейчас со сложившейся ситуацией. чтоб доставить мне такой заказ продавец запросил полную оплату товара и доставил его курьером. Курьер отказался ждать, чтобы я могла ознакомиться с товаром. просто мне отдал пакет и ушел. Получается одно наименование пришло с браком, и второе изделие мне тоже не подошло. Продавец отказывается принимать эти товары, так как они не подлежат возврату. А у меня не было возможности даже выбрать и ознакомиться с этим товаром.

    • Юрист Анна Винограденко

      Пишите письменную претензию продавцу с указанием о том, что Вы не имели возможности ознакомиться с товаром и излагайте всю ситуацию. При нежелании решить вопрос добровольно, Вы вправе обратиться в суд. С учетом сложившейся ситуации с коронавирусом перспектива рассмотрения дела неочевидная.

Задайте свой вопрос юристу

Время подготовки ответа займет какое-то время.