В процессе трудовой деятельности изменение персональных данных работника — ситуация частая. Вступление в брак, развод, смена места жительства и т.п. — все эти обстоятельства влекут (могут повлечь) изменение общей категории персональных данных. Что потребует учет изменений и обновление соответствующей информации.
Строго говоря, обязанность работника сообщать сведения об изменении своих данных законодательством РФ прям не предусмотрена. «Опытные» работодатели обычно включают такую обязанность в текст трудового договора. Ведь если данные не уточнить, то становится проблематично выполнять некоторые обязанности. Например, выплачивать заработную плату на карточку. Или представлять сведения в налоговую и ФСС.
Помимо трудового договора требование сообщить об изменении сведений может содержаться в Положении о персональных данных. Не только требование, но еще и срок.
Сообщить работодателю об изменении своих данных — в интересах работника. У работодателя есть право запросить такие документы самостоятельно в силу ст. 65 Трудового кодекса РФ. Но только при заключении трудового договора. Затем в ходе трудовых отношений такую обязанность может устанавливать только локальный акт. Но судебная практика придерживается позиции, что злоупотребление правом, в том числе со стороны работника, недопустимо. Работнику мы рекомендуем не скрывать свои данные. Тем более, что запросить их у третьих лиц работодатель может только с письменного согласия на передачу персональных данных.
Во-первых, работодатель вносит изменения в трудовой договор с работником. Некоторые оформляют это с помощью приказа. Однако логичнее заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Тем более, что это позволит в дальнейшем избежать путаницы с документами — приказами и иными распоряжениями в отношении работника. Аналогичной позиции придерживается трудовая инспекция.
Во-вторых, изменяется и личная карточка работника. Напомним, что в соответствии с требованиями законодательства это обязательный документ. Личное дело — на усмотрение работодателя. А карточку он оформить на работника обязан.
В-третьих, при необходимости, работодатель вносит исправления в трудовую книжку работника. От руки и с указанием основания.
При изменении персональных данных работника работодатель хранит копии соответствующих документов, но только с учетом срока хранения персональных данных.
Задайте свой вопрос юристу