Удостоверение инвалида

Удостоверение инвалидаДокумент, который подтверждает наличие у гражданина права на получение определенных льгот и привилегий по медицинским показаниям, предусмотренных законодательством Российской Федерации, называется удостоверение инвалида. К подобным мерам государственной поддержки относятся:

  • получение различных денежных выплат, как ежемесячных (пенсий, пособий), так и единовременных;
  • предоставление жилого помещение за счет средств соответствующего бюджета (федерального или местного) лицам, которые нуждаются в улучшении условий их проживания;
  • предоставление различных льгот и субсидий, распространяющихся на оплату коммунальных услуг;
  • получение медицинской помощи во внеочередном порядке.

Порядок оформления и выдачи вышеуказанного удостоверения регулируется Федеральным законом «О ветеранах», постановлением Министерства труда Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам «Об утверждении единой формы удостоверения инвалида Отечественной войны и Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны».

Особенности и порядок получения удостоверения инвалида

Удостоверение инвалида может быть выдано следующим категориям граждан, которые имеют различные нарушения функций организма, приобретенные вследствие заболевания или травмы:

  • Граждане, признанные в установленном законом порядке инвалидами боевых действий (или войны), которым выплачивается соответствующая военная пенсия по инвалидности через территориальные подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации:
  • военнослужащие, причинами инвалидности которых стали полученные ими при исполнении должностных обязанностей по защите интересов государства в районах боевых действий ранения, контузии, заболевания и/или увечья;
  • военнослужащие, проходившие службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе и безопасности и уголовно-исполнительной системы (на должностях рядового или командного состава), причинами инвалидности которых стали полученные ими ранения, контузии, заболевания и/или увечья;
  • Граждане, признанные инвалидами Великой Отечественной войны:
  • граждане, служившие в органах государственной безопасности, взводах по защите интересов народа (на должностях рядового или командного состава), причинами инвалидности которых стали полученные ими при выполнении в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года различных заданий по разминированию объектов, находившихся на территории СССР и иностранных государств, ранения, контузии, заболевания и/или увечья;
  • лица, причинами инвалидности которых стали ранения, контузии, и/или увечья, которые были получены при выполнении в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года заданий по разминированию территории СССР.

Каким образом оформляется удостоверение инвалида

Указанный вопрос входит в компетенцию Управления социальной защиты населения. Для получения удостоверения инвалида гражданину следует самостоятельно по месту своего проживания обратиться с соответствующим ходатайством в отделение уполномоченного органа, представив следующий комплект документов:

  • заявление, заполненное по установленному нормативно-правовыми актами образцу;
  • одну фотографию, содержащую изображение заявителя;
  • удостоверяющий личность документ (паспорт РФ, временное удостоверение личности), в котором также содержатся сведения о наличии регистрации по месту проживания;
  • документ (справка, свидетельство), выданный уполномоченным государственным учреждением, который содержит информацию об установлении инвалидности и причинах ее наступления (например, военная травма);
  • документ, подтверждающий получение гражданином пенсии – пенсионное удостоверение или справка ПФР;
  • документ, удостоверяющий законность получения заявителем государственной поддержки (удостоверение участника военных действий или Великой Отечественной войны);
  • доверенность на получение документов, оформленная в установленном законом порядке, на представление интересов заявителя его родственниками или иными лицами.

Так как оформление удостоверения инвалида осуществляется на безвозмездной основе, то обязанность по предъявлению документа об оплате государственной пошлины отсутствует. Гражданину может быть отказано в удовлетворении его ходатайства в следующих случаях:

  • отсутствие права на получение поддержки от государства;
  • представление заведомо недостоверных сведений;
  • предоставление неполного комплекта документов.

Срок оформления удостоверения инвалида не превышает одного месяца. Выдается оно на период установления инвалидности, если инвалидность установлена без необходимости прохождения повторного освидетельствования, то и срок действия документа не будет иметь ограничений.

Особенности восстановления удостоверения инвалида

В случае утраты, хищения, износа или повреждения документа гражданину будет выдано новое удостоверение. Для получения дубликата ему необходимо обратиться в наделенный соответствующими полномочиями орган по месту своего жительства со следующим комплектом документов:

  • письменным ходатайством (в виде заявления) о выдаче дубликата удостоверения инвалида, содержащем объяснение причин утраты или износа первоначального документа;
  • фотографией, содержащей изображение заявителя;
  • первоначальным удостоверением, которое пришло в негодность или
  • справкой из отделения полиции, содержащей информацию о факте утраты или хищения первоначального удостоверения;
  • документом (справкой, свидетельством), выданным уполномоченным государственным учреждением, в котором содержится информация об установлении инвалидности и причинах ее наступления.

Оформить удостоверение инвалида можно и через МФЦ.

Задайте свой вопрос юристу

Время подготовки ответа займет какое-то время.