Закон «О защите прав потребителей»

Закон О защите прав потребителейНеобходимость защиты государством прав потребителя обусловлена особым характером взаимоотношений покупателя и продавца, а в России – еще и историческими причинами: в советское время в условиях дефицита, права покупателя даже не обозначались. В 1992 г. в России принят Закон «О защите прав потребителя», который регулирует особый пласт отношений в розничной торговле и сфере оказания услуг.

Сфера действия Закона «О защите прав потребителя»

Кто такой потребитель? Потребителем человек становится не только тогда, когда происходит процесс покупки, но и когда у него только возникло такое намерение. Приобретаемый товар должен использоваться им для личных или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К отношениям приобретения товара в целях получения прибыли применяются уже нормы Гражданского кодекса. Продавцом в понимании закона являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Также отношения «потребитель-продавец» должны носить возмездный характер.

Когда Закон «О защите прав потребителя» подлежит применению

Права потребителя, установленные Законом, относятся не только к купле-продаже товаров, но и к продаже недвижимости, подряду, комиссии, хранении, найму жилья, получении медицинских и иных услуг, др.

Для понимания смысла Закона необходимо владеть юридическими терминами. Основные термины содержатся в преамбуле: «потребитель», «продавец», «изготовитель», «импортер», «срок годности», «срок службы», «недостаток товара», «существенный недостаток».

Законом «О защите прав потребителя» закреплены требования к качеству товара и установлены права потребителя при продаже товаров, при выполнении работ и получении услуг, способы и порядок защиты нарушенных прав, полномочия органов, куда можно обратиться за помощью. К сожалению, практически не приводятся способы защиты прав продавца, но предполагается, что продавец и потребитель действуют в отношениях добросовестно, не злоупотребляя предоставленными правами.

На сайте вы можете ознакомиться со способами и порядком защиты прав: порядок подготовки претензии потребителя, искового заявления о защите прав потребителя, ознакомиться с порядком защиты прав продавца, а также получить любую юридическую помощь по защите нарушенных прав.