Акт инвентаризации

Акт инвентаризацииСоставить акт инвентаризации правильно – задача не из легких. С одной стороны, порядок проведения процедуры инвентаризации и примерные формы актов закреплены законодательством. Это приказ Минфина № 49 от 13.06.1995 г. «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88. Также вопросы инвентаризации освещаются и приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (о ведении бухгалтерского учета и отчетности).

В этой статье мы расскажем об основных нюансах составления акта по итогам инвентаризации, ведь такой документ является доказательством по гражданским делам и основанием для привлечения к материальной ответственности работников.

Скачать образец:

Скачать образец иска  Акт инвентаризации (15,0 KiB, 8 954 hits)

Пример акта инвентаризации

Акт инвентаризации

наличных денежных средств, находящихся по состоянию на 07 июля 2017 г.

 

Общество с ограниченной ответственностью «СоюзПромТех»

Обособленное подразделение в г. Новокузнецке

 

Основание для проведения инвентаризации: приказ № 49 от 06.07.2017 г.

Дата начала инвентаризации: 07.07.2017 г.

Дата окончания инвентаризации: 07.07.2017 г.

Дата составления акта: 07.07.2017 г.

 

РАСПИСКА    

К началу проведения инвентаризации все расходные  и  приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства,  разные  ценности  и  документы,  поступившие   на  мою ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.   

Материально ответственное лицо:   кассир   Пархоменко Екатерина Владимировна    

Акт составлен комиссией, которая установила следующее:   

1) наличных денег 42 000 руб. 37  коп.   

2) марок          — руб. — коп.   

3) ценных бумаг   —  руб.  — коп.   

4)                — руб. — коп.   

5)                 —         —    

Итого фактическое наличие на сумму 42 000 руб. 37 коп.                                      

_Сорок две тысячи  руб. ____ коп.   

По учетным данным на сумму 44 000 руб. 00 коп.

__Сорок четыре тысячи_руб. ____ коп.   

Результаты инвентаризации: излишек ______ руб. ___ коп.                              

                                                          недостача __1999___ руб. _63_ коп.    

Последние номера кассовых ордеров:

приходного № ___121_____,                                      

расходного № ___137________    

Председатель комиссии:

Заместитель исполнительного директора                  Полищук П.Р.    

Члены комиссии:      

главный бухгалтер       Прокопенко М.В.

заместитель начальника отдела кадров             Донцова В.С.

старший специалист финансового отдела         Раскопова Д.В.

     Подтверждаю,  что  денежные  средства,  перечисленные  в акте, находятся на моем ответственном хранении.  Материально ответственное лицо: кассир Пархоменко Е.В. 07 июля 2017 г.

Объяснение причин излишков или недостачи: невнимательность.

Материально ответственное лицо  кассир Пархоменко Е.В.

Решение руководителя организации: назначить служебное расследование

Генеральный директор Суртаева У.П.

08.07.2017 г.

Когда составляется акт инвентаризации

Многие руководители предполагают, что проводить или не проводить инвентаризацию они вправе по собственному желанию. Это не совсем так. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ проведение такой процедуры обязательно в следующих случаях:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при этом инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в 3 года, библиотечных фондов – раз в 5 лет
  • при передаче организацией имущества в аренду, выкупе, продаже
  • при смене материально ответственных лиц (увольнении, переводе и т.п.)
  • выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества
  • при реорганизации (изменении организационно-правовой формы) или ликвидации организации
  • в случае пожара, стихийного бедствия и др. чрезвычайных ситуациях
  • если в организации введена коллективная (бригадная) ответственность, то инвентаризация обязательна к проведению при смене руководителя такой бригады, при выбытии из коллектива более 50 % ее членов, по требованию одного или нескольких членов.

Помимо указанных случаев, инвентаризация проводится по решению руководителя. Цель проведения мероприятия – выявить фактическое наличие имущества и сопоставить с данными бухгалтерского учета. При этом при смене материально ответственных лиц помимо Акта инвентаризации составляется акт приема-передачи вверенного имущества.

Какое имущество подлежит инвентаризации? Основные средства, финансовые вложения, готовая продукция, товары, нематериальные активы, денежные средства и иные финансовые активы, кредиты, займы и резервы.  

Как составляется акт инвентаризации

Процедура проводится по решению руководителя комиссией, состав которой в обязательном порядке утверждается распоряжением. При этом состав такой комиссии, как правило, является постоянным. В него включаются представители администрации организации, бухгалтерии, экономисты, техники и т.п., в т.ч. возможно привлечение независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при инвентаризации может стать основанием признать ее результаты недействительными.

В зависимости от цели инвентаризации, плановая она или внеплановая, акты инвентаризации могут иметь разную форму и содержание: акт инвентаризации наличных денежных средств, акт инвентаризации товаров отгруженных и т.п. Форма каждого такого акта утверждения приказом Минфина РФ. Такие формы являются примерными, но очень удобными для применения.

Акт инвентаризации составляется не менее чем в 2 экземплярах, никаких подчисток, исправлений и помарок не допускается. Фактическое наличие имущества проводится исключительно при участии материально ответственных лиц, у которых в ходе процедуры могут быть истребованы объяснения.

Документ должен быть подписан всеми членами комиссии и материально ответственным лицом, который в конце акта инвентаризации дает расписку об отсутствии к членам комиссии претензий.

Рекомендуем ознакомиться: